Беларусь не подписалась под автоматическим обменом налоговой информацией

11 ноября 2014

51 страна приняли на себя обязательство с 2017 года выдавать по запросу интересующегося государства данные о финансовых счетах подотчетных налогоплательщиков - резидентов этой страны. Новость для принятия решений сверхважная. Судя по количеству статей в интернете, а также по количеству запросов, приходящих к специалистам в компанию КОЛЛЕГИЯ, мы можем смело утверждать о волнении бизнеса, потому что есть вечный интерес к стабильности финансов, к защите активов и личного суверенитета, а этому может наступить конец. 

Думаем, что заинтересованные лица прежде всего обратили внимание на выводы, сделанные в одной из статей на уважаемом информационном белорусском интернет-портале, а именно: 

С сентября 2017 года информацию о всех личных зарубежных счетах будут ежегодно отправлять в финансовые ведомства Беларуси; 
Все центральные банки стран-подписантов должны будут сообщить в центральные финансовые ведомства всех других стран сведения обо всех зарегистрированных у них иностранных налогоплательщиках. 

Обратимся к фактам о вовлеченности Беларуси в указанный процесс. 

I. 29 октября 2014 страны ОЭСР и G20 - всего 51 юрисдикция - (список стран можно найти по ссылке http://www.oecd.org/tax/exchange-of-tax-information/MCAA-Signatories.pdf) подписали многосторонний международный договор, по которому обязались начать автоматический обмен налоговой информацией с сентября 2017 года. Текст подписанного многостороннего договора здесь: http://www.oecd.org/ctp/exchange-of-tax-information/multilateral-competent-authority-agreement.pdf). 
II. Данная процедура обмена налоговой информацией будет происходить в рамках многосторонней Конвенции об административной взаимной помощи в налоговых вопросах, которую можно прочесть по ссылке http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/taxation/the-multilateral-convention-on-mutual-administrative-assistance-in-tax-matters_9789264115606-en#page1 На 13 октября 2014 к Конвенции присоединилось 84 страны (список стран здесь: http://www.oecd.org/ctp/exchange-of-tax-information/Status_of_convention.pdf). 
III. За основу подписанного многостороннего договора принят единый стандарт автоматического обмена налоговой информацией, опубликованный ОЭСР 21/07/2014 года, который можно прочесть на сайте http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/taxation/standard-for-automatic-exchange-of-financial-account-information-for-tax-matters_9789264216525-en#page1 
IV. Членами Организации по экономическому сотрудничеству и развитию ОЭСР являются 34 страны и Европейская комиссия (список стран можно найти: http://www.oecd.org/about/membersandpartners/list-oecd-member-countries.htm). 
V. Членами G20 являются государства с наиболее развитыми и развивающимися экономиками. Участниками являются 19 крупнейших национальных экономик мира — Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, Южная Корея, ЮАР, Япония и Европейский союз как отдельный участник. 

Первое, мы специально так подробно остановились на вышеизложенном перечислении, чтобы обратить особое внимание: Беларусь не является стороной подписанного многостороннего договора (см. п.I), не является участницей Конвенции об административной взаимной помощи в налоговых вопросах (см. п.II) и не является страной, - членом ОЭСР или G20 - которая, в том числе, применяет единый стандарт автоматического обмена налоговой информацией (см. выше соответственно п.III, IV, V). Более того, Беларусь до сих пор не присоединилась и к Глобальному Форуму ОЭСР по транспарентности и обмену налоговой информацией, в рамках которого уже сотрудничают 123 юрисдикции мира http://www.oecd.org/tax/transparency/membersoftheglobalforum.htm 

Далее, анализ текста подписанного 29 октября 2014 многостороннего договора (см. выше п.I) не дает нам основания полагать, что страны - стороны указанного соглашения - планируют информировать и автоматически направлять какую-либо информацию уполномоченным органам стран, не являющихся участниками международной сделки. 

Конечно, сделанный вывод не уменьшает важности и значимости подписанного международного соглашения для всех заинтересованных стран и лиц, т.к. заложенный первый кирпич в здание автоматического обмена налоговой информацией показывает, что этот обмен хотят довести по простоте до удобного нажатия одной кнопки: нажал, получил и используй. И к этому надо быть готовым и белорусским налоговым резидентам. Думайте о защите своих активов уже сейчас! 

Стоит обратить внимание, что Беларусь, в основном, на двусторонней основе участвует в оказании взаимной правовой помощи по вопросам налогообложения. Источники международно-правового регулирования такого сотрудничества нашей страны можно подразделить на три группы в зависимости от степени детализации соответствующих норм применительно именно к налоговой сфере. 

A. К первой группе мы отнесем международные соглашения, специально регулирующие сотрудничество и оказание взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства, включая договоры об обмене налоговой информацией (Tax Information Exchange Agreements – TIEA), о сотрудничестве в борьбе с налоговыми преступлениями и др. В качестве примера соглашения данной группы можно назвать Соглашение между государствами-участниками СНГ о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с правонарушениями в этой сфере от 04.06.1999 г. Вступило в силу для Беларуси 5 октября 2000г. Участниками Соглашения являются: Республика Беларусь (05.10.2000), Кыргызская Республика (05.10.2000), Республика Казахстан (05.10.2000), Республика Армения (24.10.2000). Российская Федерация (03.01.2001). В рамках Соглашения 1999 г. может осуществляться так же обмен информацией о нарушениях налогового законодательства юридическими или физическими лицами. 

B. Ко второй группе необходимо отнести межправительственные соглашения об избежании двойного налогообложения, содержащие, помимо основного предмета регулирования – механизма избежания двойного налогообложения, также основные начала сотрудничества уполномоченных органов соответствующих государств в области взимания налогов. Как правило, эти основные начала касаются вопросов обмена информацией и помощи в сборе налогов. Беларусь имеет 65 действующих СИДН, список которых и сами соглашения можно найти: http://www.nalog.gov.by/ru/soglashenie-vo-izbejanie-2-nalogooblojeniya-ru/ На наш взгляд, в данный момент двусторонние СИДН являются основным международно-правовым фундаментом получения уполномоченными органами Беларуси информации о налоговых резидентах нашей страны

C. И наконец, к третьей группе соглашений следует отнести многосторонние и двусторонние договоры о правовой помощи. В рамках правовой помощи может, в частности, обеспечиваться выполнение таких действий, как пересылка и вручение документов, производство экспертиз; передача вещественных доказательств; допросы свидетелей, других участников процесса; обмен информацией по правовым и налоговым вопросам; уведомление о судебных решениях; определение местонахождения и идентификация лиц и предметов; исполнение запросов о проведении обыска и изъятия; принятие мер по установлению местонахождения, наложению ареста, изъятию и конфискации имущества, полученного в результате преступления; предоставление иных видов помощи. 

В качестве примеров соглашений данной группы можно назвать: 
 Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 г. (в ред. Протокола от 28.03.1997 г.), заключенную в Минске рядом государств-членов СНГ. Конвенция вступила в силу для Беларуси 19 мая 1994 г. 
 Двусторонние договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и (или) уголовным делам. В настоящее время у Беларуси заключены и действуют договора с 13 странами, перечень которых можно найти: http://www.minjust.by/ru/site_menu/inter_cooper/new_url_874062972/new_url_1529379009. Заметим, что такие двусторонние договора уже заключены и действуют в том числе и с Польшей, Литвой, Латвией. 

Таким образом, международная правовая помощь является активно развивающейся формой межгосударственного и межведомственного сотрудничества Беларуси с иными странами, в том числе и в налоговой сфере. И строить иллюзий белорусским налогоплательщикам не стоит, это сотрудничество будет только усиливаться и становиться все более эффективным для государства. А каждый, кто хранит свои активы за пределами Беларуси, используя зарубежные банковские счета и иные инструменты, должен еще раз проанализировать правомерность и обоснованность выстроенной им системы защиты… 

Возвращаясь к подписанному 29 октября 2014 года т.н. многостороннему международному договору автоматического обмена налоговой информацией выскажем ряд наблюдений в связи с его заключением. 

51 страна – это более четверти стран на нашей планете, к тому же в этом списке все страны ЕС, плюс такие государства как Лихтенштейн, Люксембург, зависимые территории Великобритании: Гибралтар, Британские Виргинские острова, Бермуды и т.д.

Очень интересно, но факт: пока что не подписали договор Швейцария, Россия, США и Китай. 

Среди ближайших соседей Беларуси договор подписали Польша, Литва и Латвия. 

Непосредственно сам автоматический обмен информацией планируется начать через три года в сентября 2017 года, причем передача данных будет происходить с цикличностью один раз в год. 

Конечно, даже сейчас заключенный договор - серьезная проблема для тех, кто не задумывается над построением эффективной системы защиты личных финансов и налоговой безопасности. 

Этот договор уже отхватил четверть стран мира и со временем захватит в свою орбиту ещё больше стран, так что предпринимать все последующие шаги придётся всё равно с учетом новой реальности. 

ВСЕГДА РАДЫ БЫТЬ ВАМ ПОЛЕЗНЫМИ! 
Игорь Стуканов и Команда COLLEGIA.BY