Минимизация налоговых рисков при трансфертном ценообразовании

23 января 2015

Костян Денис,

управляющий партнер Аудиторской компании «UHY БизнесКоллегия»

С 1 января 2015 года в Беларуси вступили в действие новые правила налогового контроля за трансфертным ценообразованием. Организациям необходимо проанализировать имеющиеся схемы работы, чтобы избежать возможного доначисления налогов.

Основания контроля

Трансфертные цены формируются под влиянием нерыночных факторов и присущи сделкам между взаимосвязанными лицами. Реализация товаров и услуг нерезидентам по внутрикорпоративным ценам позволяет перераспределить прибыль между участниками таких сделок. Зачастую с помощью трансфертного ценообразования прибыль распределяется в пользу компаний, находящихся низконалоговых юрисдикциях, а убыток оседает в компаниях, осуществляющих деятельность в регионах с более высокими ставками налога. То есть, компания сначала реализует товар оффшорной компании по заниженной цене, которая в свою очередь продает товар фактическому покупателю по рыночной стоимости.

Целью каждого государства является формирование центра прибыли в своей юрисдикции. В большинстве цивилизованных стран трансфертное ценообразование существует уже давно. Например, в Великобритании контролем за трансфертными ценами начали заниматься еще в самом начале прошлого века, во Франции соответствующее законодательство было принято в 30-е годы прошлого века. В Российской Федерации с 2012 года вступили в действие поправки в Налоговый кодекс, определяющие новые принципы налогового контроля за сделками между взаимозависимыми лицами. А с 2013 года такие принципы были введены в налоговое законодательство Украины.

«Догнать и перегнать» международную практику

Большинство стран при разработке и использовании законодательства в области трансфертного ценообразования руководствуются рекомендациями ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития).

Действие налоговых актов в области регулирования трансфертного ценообразования ориентировано на специального субъекта - транснациональную корпорацию, в состав которой входят компании, зарегистрированные в различных налоговых юрисдикциях.

Поэтому изменения законодательства большинства государств были ориентированы на содержание международных норм, которые прежде всего направлены на контроль операций между взаимозависимыми лицами. То есть, на контролируемы сделки с нерезидентами, на решения которых можно прямо или косвенно повлиять.

В отличие от международной практики белорусские законодатели в разряд «подозрительных» отнесли сделки со всеми нерезидентами.

В 2014 году по внешнеторговой деятельности объектом контроля по трансфертному ценообразованию являлась только продажа товаров иностранным юридическим и физическим лицам. С 2015 года контролироваться будет не только продажа, но и приобретение у нерезидентов, причем не только товаров, но и работ и услуг.

Стоимостной порог для контроля цены сделки с 2015 года снижен с 60 млрд. руб. до 1 млрд. руб. с одним нерезидентом в течение года. Соответственно, если в прошлом году начинать «беспокоиться» стоило, если сделки с нерезидентом были на сумму выше, чем 5 млн. дол. США. То на начало 2015 года года этот порог снизился до 84 тыс. дол. США, а после девальвации и вовсе до 67 тыс. дол США и к концу года может сложиться еще меньше.

Налоговые органы вправе производить корректировку облагаемой налогом прибыли из-за применения субъектами хозяйствования нерыночных цен, если обнаружится, что цена отличается от рыночной на 20% и более.

То есть, для дополнительного начисления налога на прибыль налоговым органам достаточно доказать косвенные признаки того, что в сделке имеется факт отклонения цены сделки более чем на 20% от рыночной цены на товары (работы, услуги) на дату приобретения или на дату реализации.

Как подтвердить рыночность применяемых цен

Основным методом, которым анализируется сделка, является метод сопоставимости рыночных цен. При нем производится сопоставление условий анализируемой сделки с информацией о рыночных ценах на идентичные (однородные) товары (работы, услуги).

Для поиска сопоставимых данных по контролируемой сделке используются данные из источников информации в той последовательности, в которой они приведены в пункте 4 статьи 30-1 НК. В частности, информация о ценах: сложившихся по итогам биржевых торгов на идентичные (при их отсутствии - однородные) товары; исходя из опубликованных данных статистики внешней торговли Республики Беларусь; информация о ценах, сложившихся по итогам биржевых торгов на идентичные (при их отсутствии - однородные) товары, состоявшихся в иностранных государствах; информация о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, содержащихся в официальных источниках информации уполномоченных органов государственного управления Республики Беларусь, официальных источниках информации иностранных государств или международных организаций либо в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах; информация о ценах на идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги) от компетентных органов иностранных государств, полученная на основании запросов налоговых органов Республики Беларусь или иных государственных органов (организаций) Республики Беларусь; информация о сделках, совершенных плательщиком; данные информационно-ценовых агентств.

При отсутствии (недостаточности) перечисленной информации налоговым органом используются:

- сведения о ценах (пределах колебаний цен) и котировках, содержащиеся в опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;

- сведения о рыночной стоимости объектов оценки;

- сведения о рыночной стоимости идентичных (при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг), полученные налоговыми органами от уполномоченных государственных органов (организаций) Республики Беларусь, при их отсутствии - от органов (организаций) иностранных государств;

- калькуляция стоимости (себестоимости) товара (работы, услуги);

- сведения из бухгалтерской и государственной статистической отчетности организаций, в том числе указанные сведения, опубликованные в общедоступных информационных системах, а также размещенные на официальных сайтах белорусских и иностранных организаций;

- иная информация, имеющаяся в распоряжении налоговых органов.

В случае, когда сопоставление данных с полученной информацией не указывает на отклонение цен по контролируемой сделке от рыночных цен, цена сделки находится в диапазоне рыночных цен или отличается от рыночных цен не более чем на 20%, то цены, примененные плательщиком, могут рассматриваться в качестве рыночных цен.

При отклонении цен от рыночных, в качестве объяснения может быть принято применение надбавок и скидок. В качестве обоснования снижения цены учитываются скидки, вызванные:

сезонными колебаниями спроса на товары (работы, услуги);

потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

маркетинговой политикой при продвижении на рынки новых товаров (работ, услуг), а также при их продвижении на новые рынки.

Когда уменьшение организацией цены на товары (работы, услуги) связано с вышеназванными причинами, оснований для пересчета налоговой базы не имеется.

В случае, если налоговые органы не располагают информацией о рыночных ценах на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) в связи с отсутствием на рынке товаров (работ, услуг) сделок с идентичным (однородным) товаром (работой, услугой) или из-за невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников, для определения рыночной цены последовательно применяются:

метод цены последующей реализации;

затратный метод;

метод сопоставимой рентабельности.

При этом каждый последующий метод используется, если рыночная цена на товар (работу, услугу) не может быть определена путем применения предыдущего метода.

Чем Аудиторская компания «UHY БизнесКоллегия» может помочь

Нововведения в трансфертном ценообразовании для субъектов хозяйствования, осуществляющих экспортно-импортные операции влечет:

- усложнение отношений с зарубежными партнерами;

- увеличение нагрузки на бухгалтерию и финансовые службы;

- возможное доначисление налогов при признании цен нереночными.

Поэтому субъектам хозяйствования следует более детально изучить положения Налогового Кодекса по трансфертному ценообразованию и прогнозировать их применение на действующие и вновь заключаемые сделки.

Аудиторская компания «UHY БизнесКоллегия» может провести специальный аудит применяемых цен, в результате которого:

1. Выявить сделки, подлежащие налоговому контролю;

2. Провести проверку на предмет определения соответствия применяемых методов ценообразования требованиям действующего законодательства, прогнозировать возможные налоговые доначисления

3. Подготовить предложений по изменению системы ценообразования

4. Провести проверку надлежащего документального подтверждения обоснованности выбора метода определения рыночных цен

5. Подготовить документацию, необходимую для налогового контроля за трансфертным ценообразование

Специализация Аудиторской компании «UHY БизнесКоллегия» – услуги в области национального аудита и МСФО.

Аудиторская компания «UHY БизнесКоллегия» является полноправным членом международной сети UHY International.

тел.: +375 17 287-81-88,

E-mail: audit@collegia.by

Https:// www.collegia.by