ОЭСР о налогообложении международных компаний

10 марта 2020

В конце 2019 года ОЭСР опубликовала Программу по выработке согласованного решения налоговых вопросов, возникающих в связи с цифровизацией экономики (Programme of Work to Develop a Consensus Solution to the Tax Challenges Arising from the Digitalisation of the Economy). Предлагаемые ОЭСР меры затронут не только сферу цифровой экономики, но и другие отрасли, ориентированные на взаимодействие со всеми потребителями.

По нашему мнению, можно утверждать, что концепция ОЭСР будет утверждена как обязательный документ в нынешнем 2020 году, но уже в начале года важно понимать и изучать суть предложений глобального регулятора. И хоть Беларусь не является участником указанных инициатив и членом уважаемой организации, важно, что 129 членов ОЭСР приняли Программу работы, в которой изложен процесс достижения нового глобального соглашения по налогообложению многонациональных компаний.

Программа ОЭСР призывает к активизации международных дискуссий вокруг двух основных столпов или направлений сотрудничества (PILLAR 1 и PILLAR 2).

Первая инициатива (PILLAR 1) рассматривает потенциальные решения для определения того, где налоги должны быть уплачены и на каком основании, а также какая часть прибыли может или должна облагаться налогом в юрисдикциях, где расположены основные клиенты или пользователи. При достижении существенного объема местных продаж (даже без наличия местного сабстэнса) у группы международных компаний образуется удаленное налогооблагаемое присутствие в стране сбыта (в стране нахождения пользователей и(или) покупателей товаров(услуг)). Предполагается, что данная концепция будет введена в дополнение к существующим положениям о постоянном представительстве.

Необходимо учитывать, что дополнительное налогообложение может возникнуть как в случае реализации товаров(услуг) местным филиалом, образующим постоянное представительство, так и при реализации товаров(услуг) напрямую третьим лицам без участия т.н. постоянного представительства. Важно, что наличие у группы компаний удаленного налогооблагаемого присутствия в стране сбыта будет зависеть от объема локальных продаж, в то время как соответствующая доля остаточной прибыли будет определяться по специальной формуле.

Обсуждается и предлагается установить фиксированный уровень вознаграждения за выполнение базовых функций в области маркетинга и дистрибуции в стране сбыта. Фиксированное вознаграждение будет применимо для тех групп международных компаний, которые имеют физическое присутствие в стране сбыта либо в форме дочерней компании, либо постоянного представительства. А вознаграждение за выполнение в стране сбыта дополнительных функций, выходящих за рамки базовых функций в области маркетинга и дистрибуции, будет определяться в соответствии с текущими правилами трансфертного ценообразования (принцип «вытянутой руки»).

Вторая инициатива (PILLAR 2) предоставит странам новый инструмент для защиты от перехода прибыли многонациональных компаний в юрисдикции с низким или нулевым налогообложением. Суть инициативы в установлении минимальной ставки налога на прибыль международных компаний и в обеспечении того, чтобы их прибыль подлежала налогообложению по ставке не ниже минимальной.

Международные инициативы в указанном направлении по борьбе с размыванием налогооблагаемой базы, прежде всего, основаны на четырех правилах:

1. Доход иностранного представительства или взаимозависимого лица будет подлежать налогообложению в том случае, если он облагался налогом по ставке ниже минимальной;

2. Выплаты в адрес взаимозависимого лица могут быть не признаны в качестве расходов для целей налогообложения или обложены налогом у источника, если такие выплаты не облагались налогом или облагались по ставке ниже минимальной;

3. Если доход, относящийся к постоянному представительству или недвижимому имуществу, которое не является частью постоянного представительства, облагался в стране источника дохода по ставке ниже минимальной, то данный доход также может подлежать налогообложению в стране резидентства компании (сумма налога к уплате в стране резидентства может быть уменьшена на сумму налога, уплаченную в стране источника дохода);

4. Льготы по соглашению об избежании двойного налогообложения могут быть использованы только в том случае, если соответствующий вид дохода облагался не ниже минимальной ставки.

На наш взгляд, реализация предложенных и указанных выше мер потребует существенного пересмотра множества международных соглашений об избежании двойного налогообложения и национальных налоговых законодательств ряда стран.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СПРАВКА И КОНСУЛЬТАЦИИ:

Управляющий партнер Юридической компании «КОЛЛЕГИЯ»

Аттестованный юрист Игорь Стуканов

E-mail:            stukanov@collegia.by

Mob.:             +375 (29) 623-94-76