КАК РАБОТАЕТ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН НАЛОГОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ МЕЖДУ СТРАНАМИ СНГ

Опубликованием принятого Закона от 18.08.2020 № 53-З Беларусь последней из стран-участниц присоединилась к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между государствами — участниками СНГ для осуществления налогового администрирования (далее — Протокол), который был подписан премьер-министрами Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. Автоматический обмен налоговой информацией между указанными государствами становиться реальностью.

В рамках глобального плана борьбы с размыванием налоговой базы и выводом прибыли (Base Erosion and Profit Shifting, BEPS) определены три основных способа сотрудничества налоговых органов разных стран в борьбе с уходом от налогов и отмыванием средств:

  • обмен налоговой информацией по запросу — EOIR (Exchange of Information on Request);
  • обмен данными об операциях транснациональных компаний — CbC (Сountry-by-Country reporting);
  • автоматический обмен по единому стандарту — CRS (Common Reporting Standard).

В связи с тем, что Беларусь только планирует присоединиться к Глобальному форуму по налоговой прозрачности и обмену информацией по налоговым вопросам и Инклюзивной группе по имплементации Плана BEPS, присоединение страны к автоматическому обмену налоговой информацией между странами СНГ дает новые возможности для налогового мониторинга и позволит на регулярной основе, а не по запросам, как сейчас, осуществлять обмен между Беларусью и налоговыми органами стран СНГ сведениями о доходах и имуществе налоговых резидентов.

В этой связи, для заинтересованных лиц важно знать и понимать, как практически может работать такая процедура. На начало работы автообмена налоговой информацией внутри содружества стоит обратить внимание, прежде всего, гражданам, которые задекларировали налоговое резидентство в другой стране СНГ, но фактически проживают в Беларуси. Это важно и для тех, кто не раскрыл налоговым органам сведения о своих активах в странах СНГ.

Ответственным органом за выполнение обязательств, принятых Беларусью по Протоколу назначено Министерство по налогам и сборам. Информация, полученная белорусским МНС в соответствии с Протоколом, будет использована в целях обеспечения контроля за соблюдением налогового законодательства, в том числе контроля полноты уплаты налоговых платежей в бюджет, принудительного взыскания, административного и судебного разбирательства.

Протоколом в статье 1 предусмотрен обмен между странами – участниками СНГ следующей информацией:

A. об отдельных видах доходов юридических лиц и о юридических лицах –

а) доходы юридического лица одного государства – участника обмена, облагаемые налогом у источника выплаты в другом государстве – участнике обмена: дивиденды; доходы по долговым обязательствам; роялти, в том числе доходы от использования и (или) предоставления права использования объектов интеллектуальной собственности; доходы от сдачи в аренду имущества; доходы от отчуждения ценных бумаг, кроме акций; доходы от отчуждения акций, долей, паев; доходы от отчуждения движимого и недвижимого имущества; иные доходы;

б) доходы юридического лица одного государства – участника обмена, получаемые от деятельности через постоянное представительство (учреждение) в другом государстве – участнике обмена;

в) о юридических лицах предоставляющего сведения государства – участника обмена, в уставном фонде (капитале) которых имеется вклад (доля) юридических лиц – инвесторов получающего сведения государства – участника обмена;

г) о юридических лицах, начисливших (выплативших) юридическому лицу получающего сведения государства – участника обмена доходы, указанные в подпункте «а»;

д) о постоянных представительствах (учреждениях) юридического лица, начисливших (выплативших) юридическому лицу получающего сведения государства – участника обмена доходы, указанные в подпункте «а»;

ж) о постоянных представительствах (учреждениях) юридического лица получающего сведения государства – участника обмена, получающих доходы от деятельности в предоставляющем сведения государстве – участнике обмена;

з) о юридических лицах – инвесторах получающего сведения государства – участника обмена, которые осуществили вклад в уставный фонд (капитал) (приобрели долю в уставном фонде (капитале)) юридического лица предоставляющего сведения государства – участника обмена;

и) о юридических лицах получающего сведения государства – участника обмена, которым начислены (выплачены) доходы, указанные в подпункте «а»;

к) о юридических лицах получающего сведения государства – участника обмена, которым постоянные представительства (учреждения) иностранных организаций, осуществляющих деятельность в предоставляющем сведения государстве – участнике обмена, начислили (выплатили) доходы, указанные в подпункте «а»;

л) о юридических лицах получающего сведения государства – участника обмена, которые получили доход от деятельности на территории предоставляющего сведения государства – участника обмена через постоянное представительство (учреждение).

B. отдельных видах доходов физических лиц и физических лицах –

а) о следующих видах доходов физических лиц государств – участников обмена: доходы от работы по найму; вознаграждения по договорам гражданско-правового характера; дивиденды; роялти, в том числе доходы от использования и (или) предоставления права использования объектов
интеллектуальной собственности (при наличии в информационных ресурсах); доходы от операций с ценными бумагами (от отчуждения ценных бумаг); доходы от отчуждения долей в уставном фонде (капитале) юридического лица; доходы от отчуждения недвижимого имущества (при наличии в информационных ресурсах); иные доходы;

б) компетентные органы государств – участников обмена при обмене сведениями об отдельных видах доходов физических лиц обеспечивают предоставление полной информации в отношении юридических лиц, физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и физических лиц государств – участников обмена, начисливших (выплативших) физическим лицам – гражданам и (или) налоговым резидентам одного государства – участника обмена на территории другого государства – участника обмена доходы, указанные в подпункте «а».

C. отдельных видах имущества и его собственниках (владельцах) –

а) об отдельных видах имущества (транспортное средство и недвижимое имущество), зарегистрированного (находящегося) на территории одного государства – участника обмена, и его собственниках (владельцах), являющихся юридическими лицами или гражданами других государств – участников обмена. В состав указанных сведений включается информация об имуществе находящемся в собственности (владении) в отчетном году;

б) об адресе места жительства (места пребывания) гражданина одного государства – участника обмена – собственника (владельца) имущества, зарегистрированного (находящегося) на территории другого государства – участника обмена. Заметим, что в случае невозможности определения адреса гражданина государства – участника обмена – собственника (владельца) имущества сообщается об отсутствии сведений об адресе;

в) полные сведения об имуществе, о гражданах государств – участников обмена – собственниках (владельцах) имущества, о юридических лицах государств – участников обмена – собственниках (владельцах) имущества;

г) сумма налоговой базы по налогу на имущество, с которой уплачен налог на имущество за отчетный период (при наличии в информационных ресурсах); сумма начисленного и (или) уплаченного налога на имущество, зарегистрированное (находящееся) в одном государстве – участнике обмена и принадлежащее юридическому лицу другого государства – участника обмена, за отчетный год (при наличии в информационных ресурсах).

Заметим, что обмен информацией будет осуществляться компетентными органами государств-участников Протокола в электронном виде по открытым каналам связи с применением средства криптографической защиты информации «Криптон-Анкад», обеспечивающего безопасность информационного обмена. Важно учитывать так же, что компетентные органы государств – участников Протокола самостоятельно разрабатывают программное обеспечение, предназначенное для формирования и обработки информации. При этом, странами – участниками так же заявлено, что информация, полученная компетентным органом в соответствии Протоколом, является конфиденциальной: доступ и распространение ограничены в соответствии с законодательством государств – участников Протокола.

Происходить обмен будет ежегодно по итогам отчетного года, начиная с предоставления информации за отчетный год, в котором Протокол вступил в силу, а также по итогам уточнения ранее представленной информации за предыдущие годы. Таким образом, первый автообмен должен будет произойти уже в следующем 2021 году.

Обмен информацией о доходах, юридических и физических лицах будет осуществляться компетентными органами государств – участников обмена не позднее 1 августа года, следующего за отчетным. Обмен информацией об отдельных видах имущества, зарегистрированного (находящегося) на территории одного государства – участника обмена, и его собственниках (владельцах), являющихся гражданами других государств – участников обмена, будет осуществляться не позднее 15 июня года, следующего за отчетным.

Компетентные органы государств – участников обмена в течение 10 рабочих дней с даты получения информации подтверждают ее получение уведомлением о получении сведений, используемых при обмене информацией в электронном виде в соответствии с форматом, размещенным на сайте Исполнительного комитета СНГ.

Информация подготовлена 01/11/2020г.

Партнер Юридической компании «КОЛЛЕГИЯ»,

Аттестованный юрист Игорь Стуканов

Тел.: +375 (29) 623-94-76

E-mail: stukanov@collegia.by