Новые риски - новые возможности

(внешние вызовы для белорусского бизнеса как основа персональных рисков самого бизнесмена)

Т.н. «панамские документы» и скандал вокруг вскрытой ими информации - это уже не начало: мы не на пороге, мы - в эпицентре формирования нового мирового экономического и налогового порядка. И если белорусский бизнес самостоятельно этого еще не понял , - его принудят к этому и внутренними «стрессами», и внешними.

Многие и не догадываются, что еще в далеком 1990 году международная Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) издала сорок рекомендаций по противодействию отмыванию денег. С учетом новых тенденций Рекомендации ФАТФ были пересмотрены в 1996 г. и 2003 г., а с 2005 г. в соответствии с Резолюцией СБ ООН № 1617 (2005) 40+9 являются обязательными для выполнения всеми государствами – членами ООН.

Стоит заметить, что деятельность ФАТФ уже в двухтысячные фактически подкосила оффшорную индустрию, принудив тем или иным способом практически все безналоговые юрисдикции выполнять указанные рекомендации. Заметим при этом, что такая форма организации бизнеса как создание оффшорной компании давно известна и легитимна. Это обычная практика, которую используют и международные холдинги, и судоходные компании, и даже крупные западные пенсионные фонды, консервативные и солидные, которые нельзя даже заподозрить в чем-то противозаконном или рискованном.

Усиление контроля за в сфере глобального обмена клиентскими данными было положено принятием в США и введением т.н. стандарта FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act): на все страны, использующие в своих операциях американскую валюту, было наложено обязательство предоставлять США информацию о финансовых операциях резидентов этой страны. Опыт оказался успешным!.

Дальше, - больше: ряд новых конвенций ООН, Совета Европы, существенное усиление регулятивных функций ОЭСР и уже в 2014 году более 50ти стран подписали многосторонний международный договор, по которому обязались начать автоматический обмен налоговой информацией с сентября 2017 года (на 16.02.2016 договор подписали 80 стран). К многосторонней Конвенции об административной взаимной помощи в налоговых вопросах, которая регламентирует все процедуры обмена налоговой информацией, на 14.03.2016г. присоединились уже 94 страны. А это значит, что страна-участница договора будет обязана информировать другие страны о финансовой активности их резидентов, и будет получать такие же сведения об операциях своих налогоплательщиков за рубежом. Этот же механизм обеспечит возможность получать информацию о зарубежных счетах налогоплательщиков, в том числе в случаях, когда они не проинформировали об этом налоговые органы своей страны самостоятельно.

Стоит, конечно, обратить внимание наших бизнесменов на то, что Беларусь в данный момент не является стороной подписанного в 2014 году многостороннего договора, не является участницей Конвенции об административной взаимной помощи в налоговых вопросах и не является страной, - членом ОЭСР или G20 - которые, в том числе, применяют единый стандарт автоматического обмена налоговой информацией. Более того, Беларусь до сих пор не присоединилась и к Глобальному Форуму ОЭСР по транспарентности и обмену налоговой информацией, в рамках которого уже сотрудничают 127 юрисдикции мира!.. Но об этом чуть ниже.

Я бы советовал обратить внимание еще на один из глобальных вызовов для белорусского бизнеса: в июне 2015 года Европейский союз принял т.н. 4-ю Директиву против отмывания денежных средств, которая обязывает каждую страну ЕС, начиная с середины 2017 года, создавать реестр конечных бенефициарных владельцев всех зарегистрированных на ее территории компаний, фондов и трастов. Фактически речь идет о том, что бы все европейские компании, которые были ранее непрозрачны для третьих лиц благодаря своей корпоративной структуре, когда европейские фирмы были учреждены другими компаниями, нередко из низконалоговых юрисдикций, теперь обязаны будут раскрыть своих истинных «хозяев» до конечного физического лица. Необходимо учитывать существенный риск того, что в ближайшие годы белорусский бенефициар уже не сможет скрыться за оффшорной компанией, которая в его интересах, например, учреждает кипрский холдинг.

Белорусам не стоит игнорировать и явное желание наших ближайших партнеров по ЕАЭС России и Казахстана контролировать офшоры своих граждан: обе страны уже приняли законодательство о т.н. контролируемых иностранных компаниях, которое введено в целях предотвращения уклонения от уплаты налогов с помощью офшорных компаний, учреждённых в юрисдикциях с минимальным налогообложением. Правительства указанных и многих иных государств требуют от своих граждан декларировать наличие акций (долей) офшорных компаний и платить налоги от полученного оффшорной компанией дохода именно в стране проживания ее акционера (реального бенефициара). Я прогнозирую принятие аналогичных законодательных норм в нашей стране в ближайшие два года.

Ко всему вышесказанному необходимо, конечно, добавить банальное и глобальное воровство информации, как в случае с «панамскими документами», когда незаконным образом полученные данные о тех или иных коммерческих операциях и счетах вбрасываются в открытый доступ для обозрения и анализа третьих лиц. Стоит ли говорить, что от таких неконтролируемых рисков и вызовов никто не застрахован!..

Итак, подитожим внешние глобальные вызовы в сфере налогов, которые белорусский бизнесмен вряд ли сможет игнорировать в ближайшее время:

• рекомендации ФАТФ по противодействию отмыванию денег уже имплементированы в белорусский Закон от 30 июня 2014 г. N 165-З «О МЕРАХ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ…» и принятые в его реализацию подзаконные акты;

• в ближайшие три-пять лет мы предсказываем присоединение Беларуси к Глобальному Форуму ОЭСР по транспарентности и обмену налоговой информацией и возможное последующее применение страной международного единого стандарта автоматического обмена налоговой информацией;

• обращаем внимание, что Беларусь уже в данный момент на двусторонней основе участвует в оказании взаимной правовой помощи по вопросам налогообложения через такие источники международно-правового регулирования как специальные многосторонние соглашения, специально регулирующие сотрудничество и оказание взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства, через межправительственные соглашения об избежании двойного налогообложения и многосторонние и двусторонние договоры о правовой помощи;

• создавая ту или иную коммерческую организацию в странах ЕС, важно учитывать то, что бенефициарные собственники таких компаний будут известны всегда, а в ряде случаев информация о таких владельцах будет размещаться и в открытом доступе, как это уже действует в Англии;

• налоговые органы страны уже обсуждают вопросы налогообложения контролируемых иностранных компаний и, если белорусский бизнес сейчас не включится в законное лоббирование и в работу по защите своих интересов, в том числе и в указанной сфере, - мы получим новеллы о КИКах в «лучших» традициях отечественного нормотворчества.

И последнее: наряду с рядом внешних рисков не стоит забывать и о внутренних вызовах для белорусского бизнеса, особенно в сфере ВЭД. Оставляя за скобками анализ причин ряда резонансных задержаний белорусских бизнесменов правоохранительными органами страны, напомним предпринимателям, что Инструкция о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю (в ред. пост. СМ Республики Беларусь от 31.12.2014 N 1289) содержит Приложение 4: СПРАВОЧНИК ПРИЗНАКОВ ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ. Увлекательного Вам чтения.

Управляющий партнер Юридической компании «КОЛЛЕГИЯ»

Аттестованный юрист Игорь СТУКАНОВ