ЧТО НАЛОГОВАЯ ПОТРЕБУЕТ ЗАДЕКЛАРИРОВАТЬ!

С 15 июня 2017 года действует Закон Республики Беларусь от 09.01.2017 N 16-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам декларирования доходов и имущества", которым внесены изменения в белорусский Закон, который впредь будет называться «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов». Закон можно найти и изучить по ссылке: http://www.pravo.by/upload/docs/op/H11700016_1484341200.pdf.

Из анализа норм Закона о декларировании следует, что:

  •  Закон регламентирует конкретные причины интереса налоговых органов к тем или иным физическим лицам;
  •  Уточняется сфера его действия посредством исключения из Закона "О декларировании физическими лицами доходов и имущества" ряда положений, регламентирующих порядок декларирования доходов и имущества государственными служащими и иными лицами, в том числе обязанными представлять декларации о доходах и имуществе в соответствии со 28-32 Закона Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией", а также безработными;
  •  Закон в сферу своего действия не включает вопросы декларирования и расчетов по подоходному налогу физических лиц в соответствии с главой 16 Налогового кодекса Республики Беларусь, когда налоговая декларация представляется самостоятельно физическим лицом, у которого возникает налоговое обязательство;
  • Данный Закон регулирует отношения, возникающие при декларировании физическими лицами доходов и имущества только по требованию налоговых органов;
  • Закон регламентирует и уточняет субъектный состав физических лиц, обязанных представлять декларации о доходах и имуществе по требованию налоговых органов;
  • Законом уточняется действующий порядок декларирования физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов, в том числе в части перечня доходов, не подлежащих декларированию, прав физических лиц и налоговых органов в сфере декларирования доходов и имущества; установления особенностей осуществления контроля в сфере декларирования физическими лицами доходов и имущества в случае непредставления физическим лицом декларации о доходах и имуществе.

Закон не касается вопросов и процедуры защиты полученной налоговыми органами информации о доходах и имуществе конкретных налогоплательщиков и, в этой связи, стоит напомнить, что и ст. 15 Кодекса Республики Беларусь от 07.12.1998 N 218-З (ред. от 09.01.2017) "Гражданский кодекс Республики Беларусь", и ст. 84 Кодекса Республики Беларусь от 19.12.2002 N 166-З (ред. от 18.10.2016) "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть)" регламентируют общие принципы ответственности налоговых органов за убытки, причиненные плательщикам (иным обязанным лицам) вследствие своих незаконных решений, неправомерных действий (бездействия), а равно незаконных решений, неправомерных действий (бездействия) их должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей. Добавим так же, что Конституционный Суд Республики Беларусь в своем Решении от 27.12.2016 N Р-1078/2016 обратил особое внимание правоприменителей, что «при реализации норм Закона о декларировании, наделяющих налоговые органы правом получать информацию о доходах и имуществе физического лица, необходимо соблюдать меры, гарантирующие конфиденциальность соответствующей информации, безопасность ее хранения и передачи, защиту от посягательств третьих лиц или использования в ненадлежащих целях.».

Анализ преамбулы Закона и иных актов законодательства дает нам основание полагать, что участниками отношений, регулируемых Законом, являются Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) и его инспекции, с одной стороны, а так же, с другой стороны:

  •  Граждане Республики Беларусь, - в любом случае и всегда;
  •  Иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Беларусь, - в любом случае и всегда, кроме случаев, указанных в ст.4 Закона и, если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом;
  •  Лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, - в любом случае и всегда, кроме случаев, указанных в ст.4 Закона и, если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом.

Если уточнить, что ст.4 Закона освобождает от обязанности декларировать доходы и имущество дипломатический и консульский персонал, а так же персонал международных организаций и межгосударственных образований, не являющийся гражданами Республики Беларусь, то МНС и его инспекции вправе требовать предоставления декларации о доходах и имуществе у всех граждан страны, а так же иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь. Полагаем, что речь идет не о налоговых резидентах Беларуси, а об иностранных гражданах и лицах без гражданства, которые получили официальное разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2010 года "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь" и Положением о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.02.2006 N 144).

МНС и его инспекции вправе потребовать декларацию о доходах и имуществе в соответствии со ст.7 Закона:

  • при наличии информации о превышении стоимости имущества, принадлежащего физическому лицу, и расходов этого лица над его доходами, полученными из законных источников, в размере не менее 250 базовых величин;
  • на основании письменного запроса органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов прокуратуры и Следственного комитета Республики Беларусь (в связи с ведением административного процесса, а также по уголовным делам и находящимся в производстве материалам по заявлениям и сообщениям о преступлениях);
  • в иных случаях по решению Министра по налогам и сборам Республики Беларусь и его заместителей.

Анализ указанной статьи Закона дает нам основание утверждать, что письменное требование налогового органа о предоставлении декларации должно быть подписано только руководителем налогового органа: или Министром и его заместителем МНС, или начальником и его заместителем инспекции МНС.

Обращаем особое внимание, что письменное требование о предоставлении декларации не вправе напрямую направлять физическим лицам органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органы внутренних дел, органы государственной безопасности, органы прокуратуры и Следственного комитета Республики Беларусь. Указанные правоохранительные органы вправе только направить в МНС и его инспекции письменный запрос за подписью уполномоченного Законом должностного лица и только МНС и его инспекции в случае, указанном в абз.3 ч.1 ст.7 Закона имеют право требовать предоставления физическим лицом декларации о доходах и имуществе.

Подлежат декларированию физическим лицом по требованию налогового органа следующие доходы, полученные в декларируемый период:

1. от источников в Республике Беларусь;

2. от источников за пределами Республики Беларусь;

3. доходы в виде займов (за исключением коммерческих займов), полученных в период, предшествующий декларируемому периоду, и не возвращенных на дату представления декларации о доходах и имуществе. Такие доходы указываются в размере полученных займов.

В отличие от доходов, информация о которых отражается за декларируемый период, т.е. за период, который указан в письменном требовании, обязательному декларированию подлежит имущество, находящееся в собственности физических лиц на дату представления декларации.

Такое имущество можно подразделить на две группы:

1) имущество, подлежащее декларированию независимо от его стоимости:

  •  Объекты недвижимого имущества и доли в праве собственности на указанные объекты;
  • Транспортные средства (за исключением мопедов и приравненных к ним механических транспортных средств, велосипедов, гужевых транспортных средств), самоходные машины, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река – море) плавания, воздушные суда и доли в праве собственности на указанные средства.

2) имущество, подлежащее декларированию в случае, если его стоимость превышает установленные законодательством пределы в две тысячи базовых величин на дату приобретения:

  • доли в уставных фондах (акции) хозяйственных товариществ и обществ, предприятия как имущественные комплексы;
  • все иное имущество.

В соответствии с Законом требуемую декларацию физическому лицу необходимо предоставить в срок не позднее 10 рабочих дней со дня вручения требования о ее представлении. Декларация может быть представлена лично физлицом, через его представителя либо по почте.

Обратите внимание, - налоговый орган контролирует своевременность представления физическими лицами деклараций. Днем представления декларации является:

  • дата получения декларации налоговым органом - при представлении лично или через уполномоченного представителя;
  • дата почтового отправления - при направлении по почте.

Налоговый орган при необходимости предлагает физическому лицу, у которого истребуется декларация, представить документы, подтверждающие полноту и достоверность сведений, отраженных им в декларации, в целях сопоставления расходов и доходов физического лица, а также пояснения физического лица, необходимые для осуществления контроля за соблюдением порядка декларирования.

Заметим, что налоговый орган не вправе требовать от физического лица представления документов, которыми налоговые органы должны располагать или могут получить в силу своей компетенции, за исключением сведений о полученных физическим лицом кредитах банков, займах от физических и юридических лиц, в том числе иностранных государств; доходах, полученных за пределами Республики Беларусь или от источников, находящихся за пределами Республики Беларусь. Такие документы представляются в налоговый орган лично физическим лицом или его уполномоченным представителем.

Интересно, что МНС и его инспекции не вправе отказать в принятии декларации, представленной физическим лицом по собственной инициативе по установленной форме, и обязан проставить по просьбе физического лица на копии декларации отметку о принятии и дату ее получения. При этом налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением порядка декларирования, в том числе за полнотой и достоверностью сведений, указанных в декларации, за исключением контроля за соответствием расходов физического лица доходам, заявленным в декларации (Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 20.11.2003 N 103 (ред. от 29.04.2016) "Об утверждении Инструкции о порядке организации деятельности налоговых органов по истребованию, приему, проверке и хранению деклараций о доходах и имуществе, истребованных налоговыми органами, осуществления контроля за соответствием расходов физического лица доходам, заявленным им в декларации о доходах и имуществе"). 

Важно учитывать, что налоговый орган принимает к рассмотрению любые сведения, представляемые физическими лицами о доходах, имеющемся (имевшемся) на праве собственности имуществе, а также любые пояснения, касающиеся вопросов накопления ими денежных средств, в том числе в результате предпринятых физическим лицом действий для сохранения полученных ранее денежных средств от воздействия инфляционных процессов, а также в связи с проводимыми денежными реформами и деноминациями белорусского рубля.

Налоговый орган вправе требовать представления декларации за полный календарный год, предшествующий году, в котором направляется требование о представлении декларации. Кроме того, декларация может быть затребована и за полные календарные месяцы текущего календарного года, предшествующие месяцу, в котором направляется лицу требование о представлении декларации.

Период, за который налоговый орган проводит сопоставление сумм расходов и доходов физического лица, представляет собой полный календарный месяц (несколько полных календарных месяцев) текущего календарного года, предшествующий (предшествующих) месяцу, в котором налоговым органом направлено физическому лицу требование о представлении декларации о доходах и имуществе, а также десять полных календарных лет, предшествующих году, в котором налоговым органом направлено такое требование.

В то же время, в случае, когда заявленные физическим лицом доходы, за счет которых были произведены расходы, получены в период, превышающий десять полных календарных лет, предшествующих году, в котором налоговым органом направлено физическому лицу требование о представлении декларации о доходах и имуществе, сопоставление сумм расходов и доходов такого физического лица проводится налоговым органом также за период начиная с года, в котором получены такие доходы.

При сопоставлении налоговым органом сумм расходов и доходов к расходам в том числе относятся денежные средства на приобретение минимального набора продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности, в размере бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Если МНС или его инспекцией установлено, что расходы превышают доходы, указанные в декларации о доходах и имуществе, либо факт получения дохода не подтверждается, налоговый орган направляет требование о представлении пояснений об источниках доходов. Указанное требование составляется в письменной форме в двух экземплярах: первый экземпляр требования вручается гражданину лично под роспись либо направляется по почте заказным письмом с уведомлением о получении, а второй экземпляр требования хранится в налоговом органе.

Пояснения должны быть представлены физлицом в письменной форме в течение 30 календарных дней со дня вручения требования о представлении пояснений. Пояснения, представленные по истечении такого срока, налоговым органом не принимаются и не учитываются. Срок предоставления пояснений может быть продлен на период временной нетрудоспособности или нахождения гражданина за пределами Республики Беларусь при документальном подтверждении такого периода.

Если физическим лицом не представлены пояснения об источниках доходов в порядке, срок и объеме, установленных Законом, или представленные пояснения об источниках доходов не позволяют установить источник доходов (исключить факт несения расходов), доходы физического лица, исчисленные исходя из сумм превышения расходов над доходами, подлежат налогообложению в соответствии с законодательными актами.

По нашему мнению, при проведении налоговыми органами контроля за соответствием расходов физического лица доходам, заявленным им в декларации, подлежат обложению подоходным налогом доходы, исчисленные налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами, по ставкам подоходного налога, действующим на 31 декабря года, за который установлено превышение расходов над доходами.

Учитывайте, что при сопоставлении полученных физическим лицом доходов с произведенными расходами учитываются только суммы доходов, полученные не позднее даты произведения расходов. Доходы, полученные после даты произведения расходов, во внимание не принимаются и учитываются как доход, оставшийся в распоряжении физического лица, на предстоящие расходы.

ВОПРОС: Вправе ли физическое лицо представлять уточненную декларацию? – Физическое лицо имеет право на это до составления налоговым органом акта камеральной проверки физлица, а налоговый орган обязан принять уточненную декларацию, представляемую физическим лицом в случае обнаружения им в представленной ранее декларации неполных и (или) недостоверных сведений.

ВОПРОС: Физическим лицом подтверждены конкретные доходы в декларируемом периоде, но неизвестна конкретная дата получения дохода, как быть? – Правоприменительная практика такова: при отсутствии у физлица и в налоговом органе документального подтверждения даты получения доходов для отражения сумм доходов в расчете датой получения доходов считается последний день календарного года, за который составляется расчет. При отсутствии документального подтверждения даты произведения расходов для отражения сумм расходов в расчете датой произведения расходов считается первый день календарного года, за который составляется расчет.

ВОПРОС: Действительно ли для целей налогообложения доходов относятся и займы, полученные физическим лицом? – В рамках положений Закона к доходам относятся любые денежные средства, в том числе займы (за исключением коммерческих займов), а также иное имущество, полученные физическими лицами от граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства и организаций (ст.1 абз.3).

Нужно учитывать, что с 1 января 2015 года вступили в силу изменения в статью 178 Налогового кодекса Республики Беларусь, предусматривающие в определенных случаях налогообложение подоходным налогом займов, кредитов, полученных гражданами от иных физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, иностранных индивидуальных предпринимателей.

Важно при этом знать, что налогообложение таких займов, кредитов производится только в случае, если они подлежат указанию в декларации о доходах и имуществе, представленной физическим лицом по требованию налогового органа, либо указаны в пояснениях об источниках доходов, представленных по требованию налогового органа в рамках проверки истребованных деклараций о доходах и имуществе.

Необходимо учитывать, что подоходный налог в указанном порядке самостоятельно не исчисляется физическим лицом с сумм займов, полученных от белорусских организаций и индивидуальных предпринимателей, а также кредитов, полученных в белорусских банках и небанковских кредитно-финансовых учреждениях.

Заметим так же, что налоговым органом не исчисляется налог с доходов в виде займов, кредитов, если такие займы, кредиты:

  • получены от лиц, состоящих в отношениях близкого родства: супруги, родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки;
  • получены от лиц, состоящих в отношениях свойства: близкие родственники другого супруга, в том числе умершего;
  • полностью погашены (возвращены) и в налоговый орган представлены документы, подтверждающие факт полного погашения (возврата) займов, кредитов. При частичном погашении (возврате) займа, кредита налог исчисляется с непогашенной (невозвращенной) суммы такого займа, кредита.

При этом указанные доходы, по нашему мнению, подлежат отражению в декларации независимо от того, являются они объектом налогообложения или освобождены от налогообложения в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.


ВОПРОС: В Законе не регламентируется процедура о том, что происходит, если физическому лицу по месту его регистрации направлено письменное требование о представлении декларации о доходах и имуществе, а требование возвращается по причине невручения? – Если руководствоваться Письмом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 06.08.2014 N 3-2-7/2199 требование о представлении декларации о доходах и имуществе налоговым органом подлежит отмене. В то же время, так как необходимость в истребовании декларации о доходах и имуществе в целом не утрачена, налоговый орган будет продолжать проводить все необходимые мероприятия, целью которых являются истребование у физического лица декларации (на основании нового требования с новым сроком ее представления) и проведение дальнейшего контроля за соблюдением проверяемым лицом законодательства о декларировании доходов и имущества.

ВОПРОС: Как определить стоимость декларируемого имущества? – Стоимость декларируемого имущества (в том числе доли в праве собственности на имущество) указывается физическим лицом в декларации о доходах и имуществе в размере денежных средств, фактически израсходованных на его приобретение, а для капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, объектов, не завершенных строительством, в том числе если строительство (реконструкция) осуществлялось без привлечения застройщика или подрядчика, – в размере денежных средств, направленных на их строительство (реконструкцию). Если имущество (в том числе доля в праве собственности на имущество) получено физическим лицом безвозмездно, в наследство либо по сделкам, не предполагающим проведения расчетов, стоимость такого имущества (в том числе доли в праве собственности на имущество) в декларации о доходах и имуществе не указывается.

ВСЕГДА РАДЫ БЫТЬ ВАМ ПОЛЕЗНЫМИ!

Более подробную информацию можно получить у

Управляющего партнера Аудиторской компании «UHY БизнесКоллегия» Дениса Костяна →kastsian@collegia.by

Управляющего партнера Юридической компании «Коллегия» Игоря Стуканова → stukanov@collegia.by